Ахриман (фарси), в иранской мифологии верховное божество зла. В самой ранней части "Авесты" - "Гатах" прообраз Ахримана можно усмотреть в Ака Мана, в других книгах "Авесты" - в Ангро-Майнью. Ахриман противопоставляется Ахурамазде : Ахурамазда создает 16 стран добра, Ахриман - 16 стран зла; в противовес чистым "ахурийским" животным Ахриман создает змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, Ахриман пытается искусить или убить его (но безуспешно); в книге "Ясна" содержатся благие пожелания творениям Ахурамазды, тут же - проклятия Ахримана. Ахриман порождает всесильное божество лжи Друга "против вещественного мира, на гибель праведности миров" ( "Ясна" 9). Ахриман искушает благих людей, и иногда ему это удается, как, например, со справедливым царем Джамшидом ( в "Авесте" - Йима), которому Ахриман вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан ("Шахнаме").
Противостояние Ахурамазды и Ахримана восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла. Их отражением является зороастрийское учение о 4 мировых циклах, каждый длительностью 3000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахурамазды против Ахримана. Она заканчивается разгромом Ахримана, очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства. В борьбе против Ахримана Ахурамазде помогает человек. Так, первочеловек Каюмарс даже одолнл Ахримана и стал разъезжать на нем верхом.